Заметил на шине надпись M+S? Сразу закрадывается вопрос: у меня зимняя резина, всесезонка или просто модная надпись? Многие покупают шины, не задумываясь, что скрыто за этими двумя буквами и знаком плюс. Иногда это значение влияет на комфорт, а иногда — на безопасность и даже штрафы. В этой теме полно нюансов, о которых редко расскажут на шиномонтаже. Пора разобрать главный шинный шифр — M+S.
Что значит маркировка M+S на шинах
Буквы M+S (или Mud and Snow, что по-английски переводится как «грязь и снег») встречаются чуть ли не на каждом втором комплекте резины. Но тут кроется загвоздка: по международным стандартам, M+S — это всего лишь обозначение, что шина способна работать на мягких или скользких поверхностях. Эта маркировка появилась еще в 1960-х. Только вот стандартов по испытаниям тогда особо никто не вводил: достаточно было немного изменить рисунок протектора, чтобы получить вожделенное M+S на боковине.
И сейчас по документам ECE-R30 и ECE-R54 достаточно сделать шину с определённым узором, чтобы воткнуть маркировку M+S. Настоящие зимние тесты такие покрышки не проходят, поэтому не стоит бежать с радостью в отдел зимней резины при встрече с этой надписью. Кстати, производители даже летние шины для внедорожников иногда отмечают как M+S — маркетинг творит чудеса.
Вот так возникает путаница: многие думают, что M+S значит стопроцентную зимнюю или всесезонную шину. На практике — это лишь «обещание» самой шины без официального теста на зиму. Если для тебя важно не попасть под штраф за несезонную резину зимой, надпись M+S — точно не та панацея, которую ты ищешь.
Чем отличаются шины с M+S от настоящих зимних шин
Пора сравнить: шины с M+S — это как кроссовки на сезон дождей, а настоящие зимние покрышки — это сапоги, которые переживут даже самые жёсткие сугробы. Настоящая зимняя резина обязательно несёт на боковине символ снежинки на фоне горы с тремя пиками — так называемая маркировка 3PMSF (Three Peak Mountain Snowflake). Вот эта пиктограмма обязательна для прохождения специального теста: шина обязана показать достойные результаты при разгоне и торможении на снегу при температуре ниже +7°C. Только тогда она может называться «зимней» согласно европейскому и даже российскому законодательству.
Для наглядности — вот небольшая таблица:
| Маркировка | Что означает | Какие испытания проходила |
|---|---|---|
| M+S | «Грязь и снег», не всегда зимняя | Испытания не обязательны |
| 3PMSF (снежинка на фоне трёх гор) | Настоящая зимняя резина | Обязательные зимние тесты |
Сам протектор у M+S заметно отличается — обычно такие шины глубже прорезаны и имеют выраженные грунтозацепы. Но их состав чаще рассчитан на тёплую и мягкую зиму, а не на ледяные российские трассы. Резина с символом снежинки всегда мягче, цепче и не дубеет даже в суровые морозы.
Почему существует путаница вокруг маркировки шин
Столько мифов и скандальных обсуждений в интернете — и у водителей, и даже у продавцов. В России и странах бывшего СССР на законодательном уровне закрепили обязанность ездить зимой на «зимних» шинах, но внесли туманную формулировку: под зимними очень долго подразумевали любые покрышки с M+S. Официальный ГОСТ поменяли только в последние годы. Сейчас штраф можно получить, если зимой за рулём автомобиля окажется летняя шина даже с заветной надписью. Отбиться по старинке словами «а у меня M+S» уже не выйдет, особенно если в правилах конкретного региона закреплено требование к снежинке с горами.
Есть ещё тонкий момент: на европейском рынке многие всесезонные модели, прошедшие тесты, имеют обе маркировки — и M+S, и 3PMSF. Такие шины действительно подходят для мягких зим, например, в Западной и Центральной Европе. Но у нас в -25°C они быстро теряют эластичность и становятся «дубовыми», что сильно увеличивает тормозной путь на льду и снегу.
Производители любят использовать M+S как универсальную «палочку-выручалочку»: указали на боковине — и можно продавать одну резину на оба сезона. Покупатели при этом нервно гадают, наказывать будет гаишник или нет. Рознь между настоящей зимней и просто «с углублениями» резиной возникла как раз из-за неправильных ожиданий.
Интересные факты и заблуждения про шины M+S
Вот всего несколько заметных фактов, которые часто игнорируют автолюбители:
- Первая массовая шина с обозначением M+S появилась в США у внедорожников Ford в 1965 году — подвиглось это всё бумом бездорожных поездок и популярностью универсалов.
- Некоторые шины для лёгких грузовиков и пикапов маркируют как M+S ради законности эксплуатации зимой, даже если по свойствам они далеки от зимних.
- В Европе многие дороги зимой юридически разрешено пересекать только на шинах с символом снежинки, а M+S для них давно уже не показатель.
- В российских климатических условиях (например, Московская область, Тверская, Ярославль) по независимым тестам шины M+S проигрывают по тормозному пути зимним в среднем на 25–30%. В отдельных случаях разница достигает 17–20 метров при движении со скорости 50 км/ч по укатанному снегу.
- Зимой комплект обычных M+S на передней приводе стабильность не даёт — при резком торможении машину может развернуть, что опасно даже при небольшой загруженности дорог.
Стереотип, будто M+S — это всесезонка, жив только потому, что многие всесезонные модели действительно получают такую маркировку. Но путать такие шины с уверенной настоящей «зимой» — опасная халатность. Исследования ADAC в 2023 году показали: всесезонные M+S-резина даже самых популярных брендов на льду в большинстве случаев проигрывает простым бюджетным зимним покрышкам по управляемости.
Советы по выбору шин: на что ориентироваться
Разобраться, какую шину подобрать — не так сложно, как кажется, если знаешь пару простых лайфхаков:
- Ищи что значит m s на шинах — если важен закон и твоя безопасность зимой, смотри, чтобы помимо M+S стояла снежинка на фоне гор (3PMSF). Это — реальная зимняя проверка.
- Если ездишь в регионах, где зима редко бывает снежной и температура почти не падает ниже -5°C, качественная всесезонка с символами M+S и снежинкой может подойти. Впрочем, готовься менять стиль езды на предельно аккуратный.
- Водителям с активной ездой, регулярными поездками за город, в горы или бездорожье никаких экспериментов: только проверенная зимняя резина.
- Следи за годом выпуска: резина старше 5 лет теряет эластичность, а M+S шины старятся быстрее зимних из-за меньшего содержания силики в составе.
- Но не верь только маркировке! Всегда изучай результаты независимых тестов (АвтоРевю, ADAC, Тест-драйв и др.), где резину проверяют вживую в условиях, ближе к твоим дорогам.
- Остерегайся дешёвых китайских шин с M+S без дополнительных обозначений: они часто просто копия летней модели с более глубоким рисунком.
Вот так, разобравшись во всех нюансах, ты сможешь выбрать резину не ведясь на красивую надпись, а исходя из честных характеристик — и зимой, и летом автомобиль будет вести себя именно так, как ты ожидаешь: прогнозируемо и безопасно.