Знаете, сколько наших соотечественников уверены, что покупают всесезонную резину, а по факту ставят на авто летнюю? Банальное недопонимание маркировок шин приводит к тому, что водители оказываются зимой на скользкой дороге, забыв, что «универсальных» шин во многом не бывает. Оказывается, почти 30% новых владельцев авто путают всесезонные шины с зимними или летними — и попадают на расходы и ремонт. Ошибка зачастую стоит дорого: от утерянного времени до прямой угрозы безопасности.
Основные отличия и где искать маркировку
Казалось бы, все просто — смотрим на протектор, ищем слово «all season» и радуемся. Но не всё так однозначно. Во-первых, не на всех шинах для российского рынка есть английские надписи, иногда встречаются только значки: «M+S», «M&S», а то и вообще значимых надписей нет. Часто производители используют символику снежинки и горы с тремя вершинами (3PMSF, Three Peak Mountain Snowflake), что гарантирует соответствие шины зимнему стандарту сцепления. Всесезонная шина почти всегда имеет именно маркировку «M+S» (Mud+Snow — грязь и снег). Но внимание: не всякая резина с этим обозначением действительно справится с нашими зимами.
Посмотрите на боковую часть покрышки, как будто ищете собачий ошейник на Биме: тут у вас появится шанс найти:
- Надпись «All Season» — стопроцентный знак.
- Маркировки «M+S», «M&S» или даже просто «MS».
- Символ снежинки внутри горы (3PMSF) — это значит, что шина проверена на снегу.
- Иногда встречается даже текст «4S» — сокращение от «Four Seasons».
Согласно европейским стандартам, только наличие 3PMSF говорит о реальной пригодности к зимним условиям, хоть и не всегда о российской снежной каше. Вот что пишет издание Auto Bild:
«Маркировка M+S не гарантирует оптимального сцепления на снегу, а лишь свидетельствует о попытке универсальности. Проверенное качество обеспечит только наличие символа горы со снежинкой».
Если вы нашли хотя бы одну из этих надписей, дело уже проясняется. Но не стоит останавливаться только на них.
Тест протектора: на что смотреть глазами и руками
Всесезонные шины — это всегда компромисс между летней и зимней резиной. И вот тут важно не ошибиться: посмотрите на протектор, как будто это след собаки после прогулки. Он обычно более выраженный, чем у летних, но не такой агрессивный с ламелями, как у зимних.
Основные признаки:
- Средняя глубина протектора (не самая большая, но заметно не летняя).
- Много неглубоких поперечных и диагональных бороздок.
- Протектор нередко включает сегменты как у летних, так и что-то напоминающее зимние ламели.
- Состав резины — часто умеренно мягкий; летом не плывет, при -10°C не превращается в пластик.
Если взять такую покрышку в руки зимой, она не должна становиться дубовой. Профессионалы советуют слегка нажать на поверхность ногтем: если резина не продавливается и ощущается как деревянная — перед вами явно не всесезонка, а максимум дачная летняя шина.
Протектору уделяйте внимание не только внешне. Исследование Dekra показало: автомобили на правильно подобранной всесезонной резине тормозят зимой на 8% эффективнее, чем на изношенных «лете» или «зиме». Конечно, рекордов от универсальных шин ждать не стоит, но для города они спасают кошелек и нервы.

Плюсы и минусы эксплуатации всесезонных шин
Теперь по фактам. Всесезонная резина — словно универсальный свитер: и зимой, и летом как-то можно, но в соревновательном забеге всегда найдётся более подходящая экипировка. К примеру, владельцы кроссоверов и небольших легковушек часто выбирают всесезонку, чтобы не бегать весной и осенью в шиномонтаж. У кого собака, как у меня Бим, тот понимает, сколько удобства приносит одна пара обуви на все случаи жизни.
Плюсы, о которых реально говорят водители:
- Экономия на покупке второго комплекта шин и хранении.
- Нет нужды дважды в год стоять в очереди в шиномонтаж.
- Подходит для регионов, где температура редко опускается ниже -10°C.
- Шины реже изнашиваются благодаря особому рисунку протектора. Отзыв владельцев на Drom.ru: «За три сезона ни разу не пожалел, особенно прошлой мокрой зимой — ни разу не застрял на парковке».
Но есть и минусы:
- На льду и в глубоком снегу даже лучшие всесезонки проигрывают хорошей «липучке» или шипам.
- Летом сильнее шумят, иногда хуже управляются на раскалённом асфальте.
- В России по ГОСТу не считается зимней, если нет маркера 3PMSF — в некоторых регионах это юридическая тонкость.
- Срок службы обычно чуть меньше, чем у специализированной резины, если ездить очень активно и круглый год.
Значит ли это, что всесезонка хуже летних или зимних шин? Не всегда. Вот цитата из исследования Авто-Ревю:
«Для умеренного климата средней полосы с короткой или мягкой зимой современные всесезонные шины обеспечивают уровень комфорта и безопасности, сравнимый с сезонными комплектами».
Как выбрать шины для своего региона: советы по эксплуатации и хранению
Главное, что нужно помнить: всесезонные шины — не волшебная палочка. Если вы живёте в Сочи, где снег — событие раз в пятилетку, всесезонка будет отличным выбором. В Сибири такое решение быстро приведёт к не самым приятным моментам на обледенелой трассе или во дворе. Всегда ориентируйтесь на климат: если температура часто ниже -7°C, лучше не рисковать и иметь отдельный комплект на зиму.
Проверьте:
- Есть ли нужная маркировка (лучше «All Season», «M+S» и 3PMSF вместе).
- Допустим ли такой вариант для вашего авто по инструкции производителя.
- Реальные отзывы других водителей в вашем регионе — почитайте форумы, спросите у знакомых.
Эксплуатируйте такие шины аккуратно:
- Осматривайте на предмет износа хотя бы раз в месяц.
- Проверьте давление — оно сильнее влияет на всесезонку, чем на жёсткую зимнюю резину.
- Не переусердствуйте со скоростью зимой и в сильную жару.
- Меняйте шины по износу протектора: минимум, когда осталось меньше 4 мм, иначе сцепление ослабевает.
Храните шины правильно, если сняли на лето или зиму: в прохладном темном помещении, на ребре или в вертикальном положении — они так меньше деформируются. И если наличие только M+S вызывает сомнения у инспектора — объясняйте, что шина сертифицирована, а вот если снежинки внутри горы нет, лучше иметь при себе дополнительный комплект.
Маленький лайфхак: посмотреть дату выпуска шины (цифры после DOT на боковине), и не покупать резину старше 5 лет. Даже «универсальные» шины теряют ключевые свойства со сроком.
В ситуации, когда кажется, что все шины одинаковы, главное — обращать внимание на детали. Иногда надпись, значок или даже запах шин скажут больше, чем любые рекомендации менеджера. И если мой пес Бим с удобством носит один ошейник круглый год, то с авто такой номер не всегда пройдет. Проверьте свою шину — и катайтесь спокойно, не попадая в неприятности из-за банального недосмотра.